Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

11.11.2016 13:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 11.11.2016 г.

Вторая мама

Автор: Татьяна Дудникова
корреспондент

Лариса Константиновна Шляпина

Строгая, почти всегда с серьезным выражением лица, с громким голосом, но в то же время такая добрая и понимающая. Именно такой помнят Л.К. Шляпину ее ученики. Полвека она посвятила детям, отдавая каждому из них частицу своей души. Наверное, поэтому многие ее выпускники считают Ларису Константиновну своей второй мамой и не забывают навещать при каждом удобном случае. 

– Если говорить о выборе профессии, то нисколько о нем не жалею, рассказывает Лариса Константиновна. – Дали бы заново прожить всю жизнь, я бы снова стала учителем. Об этом мечтала с самого детства, наверное, поэтому и стремилась хорошо учиться в школе. Окончив четыре класса в родной деревне Ключи, продолжила обучение в каратузской школе. Жила в интернате, как и многие другие приезжие дети. Условий никаких, кушать и то сами готовили, но я хотела получить образование, стать именно педагогом. Тогда эта профессия считалась почетной. Учитель для всех был авторитетом, его труд уважали и ценили.

В 1962 году поступила в минусинское педагогическое училище им. А.С. Пушкина на учителя начальных классов. Там приобрела серьезные и прочные знания по педагогике, методике преподавания, психологии. После получения диплома стала работать в каратузской школе пионервожатой. Коллектив меня встретил приветливо, каждый старался помочь, подсказать, если что­то вдруг у меня не получалось, давали советы. В это же время познакомилась со своим супругом Николаем. Он работал фотографом в фотосалоне. Немного подружили и свадьбу сыграли.

Потом в жизни Ларисы Константиновны был декретный отпуск с дочкой Татьяной, правда, недолгий. Когда малышке исполнилось полтора месяца, молодая мамочка вышла на работу. Едва успевала она на переменах сбегать в детский сад, чтобы покормить свое чадо. Вакансии педагога в школе так и не было, поэтому, завершив учебный год, Лариса ушла трудиться воспитателем в детский сад «Колобок», со временем получив образование по специальности. За те 18 лет, которые посвятила детскому саду,  она выпустила не одно поколение каратузцев, многие из них  сейчас совсем взрослые люди.

И вот счастье, по крайней мере для моей героини, – в районе стали апробировать работу с шестилетками. Нужен был такой педагог, который знаком с программой и психологией и детсадовского, и школьного возраста. Выбор пал на Л.К. Шляпину.

– Конечно, было страшновато опять идти в школу после детского сада, – вспоминает Лариса Константиновна. – Но мне предложили курсы повышения квалификации. Каждое лето ездила на учебу, в общей сложности четыре раза там побывала.

К тому же в школе создали все условия для шестилеток, весь второй этаж интерната им отдали. В одной комнате – кабинет, во второй – спальня, в третьей – игровая, в четвертой – спортивный зал, в рекреации – столовая. Дети весь день находились в школе. Было организовано трехразовое питание, дневной сон. Ко мне в класс как раз попали ребятишки, которых я четыре года воспитывала в детском саду. Они и стали моим первым выпуском. 33 ученика, из них 25 отличников и ударников.

Да, я всегда была требовательна и к ученикам, и к их родителям, за что прошу у них прощения, но это приносило свои плоды. Постоянно занималась саморазвитием, изучала методики великих педагогов, применяла на практике, особенно была близка методика добра. Я не могла себе позволить прийти на занятия без подготовки. Каждый день до ночи проверяла тетради, составляла планы на завтра, выискивала что­то такое, что могло заинтересовать мальчишек и девчонок.  Одна их моих коллег Е.С. Гуркова даже по этому поводу переделала для меня стихотворение, вот несколько строк:

Снова замерло все до рассвета,

Все затихло в округе давно.

Только поздно на улице этой

Одинокое светит окно.

Ты, Лариса, сидишь до рассвета,

Снова рядом тетрадей гора,

Не отложишь работу ты эту –

Спать давно уж ложиться пора…

Елена Сергеевна жила в доме напротив и постоянно видела, что по ночам у меня горел свет в окне.

Очень много времени уделяла внеурочной работе: разнообразные экскурсии, прогулки, дни рождения, динамические паузы на свежем воздухе не зависимо от погодных условий и много других мероприятий. Старалась придумывать что­то новое. К примеру, у нас в классе был своего рода магазин, в котором конфеты и печенья ученики могли купить за ответы на уроках. За каждый правильный получали бумажный кружок, накопив несколько, обменивали их на сладости. Детям очень нравилось это, они стремились быть активными на занятиях. Также у нас были бесплатными продленки, много занималась с детьми как группами, так и индивидуально после уроков. Я и сейчас считаю, что одному ребенку хватает урока для усвоения материала, а другому нужна помощь. Поэтому никогда никому не отказывала, вместе трудились, старались, где родители учеников поддерживали. Да, строгая, но в классах у меня не было палочной дисциплины. Сама я свободная личность, из шестидесятников, это воспитывала и в детях, учила их быть раскованными, уметь себя защищать, аргументированно спорить. Часто провоцировала на уроках, чтобы они доказывали мне, утверждали, отстаивали свою точку зрения. 

Все мои ученики были всегда мне близки, каждый из них в моем сердце. Они часто приходят в гости ко мне домой. В августе этого года с одним из выпусков пили у меня чай, фотографировались, беседовали о том о сем. Часто встречаемся с ними на улице, и никогда у нас без обнимашек не обходится, так мы привыкли в классе. В то время, когда в магазинах ничего не было, если кто­то из ребятишек что­нибудь приносил, я обязательно делила на всех: одно­два яблока могла разрезать на 20 с лишним человек или конфету­карандаш разрубить ножом, но обязательно каждому, пусть и по чуть­чуть. Это мы с ними вспоминаем до сих пор. Огромное спасибо родителям моих учеников за то, что помогали и поддерживали меня во всем, а главное доверяли мне своих деток.

Сейчас я живу жизнью своей дочери и внуков. Татьяна тоже стала педагогом – работает преподавателем по классу фортепьяно в каратузской детской школе искусств, а внучка Соня пошла по моим стопам, трудится в красноярской школе, получается, что она учитель в третьем поколении. 

Последние шесть лет Лариса Константиновна работала педагогом­организатором «на подвозе» – сопровождала детей на школьных автобусах, потому как поняла, что уже тяжело справляться с малышами и не стала набирать новый класс.  Этот учебный год для нее первый, когда не надо с утра бежать в школу, переживать, что у кого­то что­то не получается, делать работу над ошибками. Она просто наслаждается жизнью, вяжет носочки и тапочки, стала завсегдатаем сельской библиотеки, хотя до сих пор к Ларисе Константиновне обращаются родители с просьбой «подтянуть» малыша по предметам.

Л.К. Шляпина – это человек, который не боялся брать на себя огромную ответственность вести маленького человека в новый мир – мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают благодарные ученики. А это значит, что ее труды не прошли даром, и частица души, которую она вкладывала в каждого, живет. 12 ноября Лариса Константиновна отметит свой 70­летний юбилей, но возраст – это не показатель. Для своих учеников она всегда будет молодой, интересной, пусть порой требовательной учительницей, которая когда­то их направляла, помогала, да и просто была рядом.

С днем рождения, первый учитель!

«Моим первым воспитателем была замечательный человек Л.К. Шляпина. У Ларисы Константиновны есть все: талант педагога, душевная теплота, чуткость, терпение, неиссякаемая энергия, тонкий юмор. Она воспитала не одно поколение детей и сумела сохранить эту любовь к детям до сих пор. Это дорогого стоит».

Захар Верещагин, выпускник детского сада

«Колобок» 1979 года

 

«Воспоминания о начальных классах, о Л.К. Шляпиной только теплые. Она всегда встречала всех с улыбкой, добрая, справедливая, порой строгая. Лариса Константиновна была у нас первой учительницей, а мы у нее – первые ученики. «Вы учитесь у меня, а я у вас», – говорила она. Ее смело можно назвать проводником в мир знаний. Лично для меня этот педагог была примером, я мечтала стать учителем. Можно сказать, что моя мечта сбылась. До сих пор при встрече с ней на душе становится тепло, радостно и волнительно, как в детстве».

Олеся Дудорова (Астальцева), выпуск 1990 года

«Работать учителем может кто угодно, но быть им – дано не каждому. Ларисе Константиновне это было дано. Для нее учитель – это не профессия, а призвание. Она очень любила работу  и ни разу не пожалела о своем выборе. К любому ребенку легко находит подход, умеет подбирать ключики к детской душе через свою любовь и доброту. Ребятишкам всегда интересно с ней. Даже когда Лариса Константиновна работала «на подвозе», просто так не ездила: она постоянно развлекала учеников загадками, поговорками, шутками. Каждый ребенок делился с ней своими успехами за день.

Л.К. Шляпина – это человек с богатым внутренним миром. Тепло ее души остается в памяти каждого, кто с ней общался и общается до сих пор».

Коллеги.

«Лариса Константиновна – это очень внимательный и грамотный учитель, я бы сказала, что Педагог с большой буквы. Она умела находить подход к каждому ребенку, никогда никого не оставляла без внимания. Требовательна не только к детям, но и к себе, и в то же время мягкая. Обязательным условием для всех ее учеников было выполненное домашнее задание. Если вдруг кто­то не сделал дома уроки, Лариса Константиновна оставляла ученика после занятий, при этом успевала сбегать домой, взять чайник, какую­нибудь еду и, прежде чем приступить к заданию, кормила ребенка, а потом уже делала с ним  уроки. Для каждого ее ученика она была как мама, которая заботилась о них, обнимала как родных деток.  Мой сын, уже будучи студентом, по возможности всегда заходил к Ларисе Константиновне в гости, чтобы поделиться своими неудачами и успехами. Он знал, что всегда получит от нее поддержку и дельный совет. Я рада, что у сына был такой первый учитель».

                                                                                                                                                                                                               Мама выпускника 2002 года.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52