Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

07.06.2017 15:31 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Профессии будущего»

В лабораторию после плазменного напыления без специальной защиты не зайдешь

Ракетостроители и робототехники – самые востребованные специалисты ближайшего будущего.

Наступила пора, когда прошли последние звонки, и  одиннадцатиклассники,  попрощавшись со школой, должны сделать самый важный выбор в своей жизни – выбрать будущую профессию. Наша рубрика «Профессии будущего» расскажет школьникам о перспективных инженерных и естественнонаучных специальностях, приоритетных для Красноярского края. Сегодня мы с выпускниками лицея №3 побываем в гостях у студентов, обучающихся на специальностях «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» и «Мехатроника и робототехника»в Сибирскомгосударственном  университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева  (СибГУ им. М.Ф. Решетнева) – опорном университете Красноярского края.

 

Познакомьтесь, это Иван, Дмитрий, Кирилл и Михаил! У них сегодня удивительный день. Ребята смогут попробовать себя в профессиях, на которые собираются поступать в этом году. Их пустят в лаборатории, в которых еще не ступала нога абитуриента, покажут технику, оборудование, продемонстрируют, как это все работает, а главное, дадут возможность самим все потрогать и испытать.

В гостях у будущих ракетостроителей

 

- Ребята, перед вами модели ракет, которые собирают студенты, — встречает школьников Елизавета Борисова, студентка 4 курса Института космической техники СибГУ им. М.Ф. Решетнева, — мы сами проектируем их, изготавливаем и запускаем на различные высоты до 300 метров. Модели изготовлены из композиционного материала – стеклопластика, благодаря ему они легкие и устойчевые к осевым нагрузкам».

 

В головных частях ракет находятся приборные отсеки, в которые помещается аппаратура, разработанная студентами, обучающимися ракетостроению: различные датчики,которые измеряют давление и температуру, вычисляют высоту, на которую поднялась модель ракеты. В приборном отсеке находится видеокамера, которая проводит видеосъемку во время полета.

 

С помощью ракетного моделирования можно получитьопытные данные, сравнивая их с теоритическими измерениями, и делать выводы о механике полета ракет.

 

Ивана привлек в середине лаборатории  загадочный предмет: "А что это такое? Похоже на казан или что-то в этом роде…».

 

- Эта деталь называется рефлекторкосмического аппарата, он сделан из углепластика. Основное назначение — отражение радиоволн. У самого углепластика коэффициент отражения очень небольшой, поэтому мы применяем метод вакуумного напыления, который позволяет нам нанести покрытие с высоким коэффициентом радиотражения", — раскрыл тайну странного предмета студент 4 курса – коллега Елизаветы Борисовой, победитель многих олимпиад, Василий Шевчугов, — сзади меня стоит установка, которая как раз и используется для нанесения тонких покрытий с разнообразными свойствами (радиоотражающее, износостойкое)методом вакуумного напыления в безвоздушном пространстве на молекулярном уровне.

 

В лаборатории, в которую попали абитуриенты, отрабатываются  новые технологии нанесения защитных покрытий на элементы  и поверхность ракет и космических аппаратов. В космосе они испытывают экстремальную нагрузку: высокие скорости, высокую температуру. Например, когда летит ракета, ее обшивка нагревается до 7 тысяч градусов, и только «супертермостойкое» покрытие способно спасти ракету от разрушения.

 

Еще одна фантастическая конструкция, с помощью которой наносится очень прочное защитное покрытие на внутреннюю часть сопел ракетных двигателей методом плазменного напыления – робот-манипулятор и плазмотрон.

 

При плазменном напылении  сжатый газ проходит через устройство, называемое плазмотроном,  разогревается до высоких температур (около 30 тысяч градусов), расплавляет металлический порошок,  который также подается в плазмотрон, и напыляет его на изделие. Робот- манипулятор позволяет напылять детали разных размеров и конфигураций.

 

Школьники познакомились с настоящим автономным роботом

 

Мехатроника и робототехника профессия, которая стоит в ТОП-50 профессий будущего. Специалист по робототехнике занимается разработкой автоматизированныхтехнических систем для выполнения сложной, тяжелой или монотоннойработы. Так, роботы-манипуляторы выполняют заранее заданные функции,например, сборка в машиностроении. Мобильные роботы (шагающие,плавающие, ползающие или летающие) имеют возможность перемещаться впространстве для выполнения поставленных задач.

 

- Ребята, привет. А что это за процесс у вас здесь происходит?" – поинтересовался Кирилл,выпускник 2017 года лицея №3 города Красноярска, решивший узнать побольше о специальности, на которую хочет поступать в этом году.

 

- Одно из умений и навыков студента, который изучает мехатронику и робототехнику,  заключается в наладке и настройке станков. Вот это учебно-фрезерный манипулятор с компьютерным управлением, действующий станок, на котором можно фрезеровать детали, — рассказывает Андрей Долгих, студент 4 курса Института мехатроники и машиноведения   СибГУ им. М.Ф. Решетнева – опорного университета Красноярского края, — на нем мы отрабатываем программу управления движением технологического оборудования.

 

В лаборатории мехатронных систем ребятам показали огромные производственные станки. Ребята увидели токарно-фрезерный центр: четырёхкоординатный станок (три рабочие координаты — Х Yи Z иоднаповоротнаяопция).На этом станке можно выточить с десяток, а то и больше, разновидностей сложных деталей. Именно такое оборудование стоит на предприятиях края.

 

Удалось ученикам 11 класса лицея №3 познакомиться и с настоящим автономным роботом, разработанным студентами Арокосмического колледжа СибГУ им. М.Ф. Решетнева, с которым они участвовали во всероссийскомэтапе соревнований "ВорлдСкиллс" (компетенции "Мобильная робототехника").Студенты сами его спроектировали, изготовили и запрограммировали. По своей программе: он принимает "заказ" у "клиента", получает его на складе и возвращает оставшийся "товар"обратнона"склад". 
 
В будущем специалисты по мехатронике и робототехнике будут чрезвычайно востребованы в промышленном производстве и транспорте, в сфере развлечений и услуг, других областях, где необходимо заменить или дополнить труд человека, автоматизировать сложные технические процессы. Так что, если старшеклассники выберут эту профессию -без работы никогда не останутся. 
 
Светлана Потехина. Фото Дарьи Казимирской

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12