Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

25.05.2018 08:35 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 25.05.2018 г.

Учительский вальс

Время выбрало нас – зажигать души­-свечи,

А учительский вальс не кончается вечно…

Мне повезло. Я попала не просто на урок физики

к Ивану Дмитриевичу Попкову, учителю каратузской средней

общеобразовательной школы, а в ту группу, которая занимается

изучением предмета углубленно. Если у всех школьников 11 классов

в неделю два уроки физики, то у этих ребят – пять.

Н

а урок к Ивану Дмитриевичу напрашивалась давно. Наслышана о методах его преподавания, о том, как много его учеников поступают после окончания средней школы именно на физические факультеты высших учебных заведений, что не теряют связи со своим педагогом и после окончания школы. Но все как­то не складывалось. А тут просто поставила его в известность: иду к вам. На что получила ответ: приходите.

Кабинет физики состоит из двух раздельных комнат: одна – непосредственно лаборатория с необходимыми приборами для практических занятий, вторая – обычный класс с партами. Шла уже середина урока, и ребята были заняты в лаборатории: что­то измеряли с помощью приборов, заносили показатели в тетради. Иногда обращались к соседям за помощью либо подзывали учителя. Урок совершенно не похож на привычный. Здесь скорее царила исследовательская атмосфера молодых ученых – можно было переговариваться, выйти из лаборатории. Закончившие работу переходили в класс и уже за партами обрабатывали данные своих исследований, делали выводы, чертили схемы, выводили логические заключения. А педагог в это время зорко отслеживал работу учащихся, присаживался за парту к тем, у кого явно возникали какие­то проблемы, и помогал разбираться с ними.

После просмотра работы одного из учеников просит того пройти к доске и написать слово, в написании которого допущена ошибка. А потом задает вопрос всему классу – видят ли они эту ошибку. Оказывается, видят.

– Куда бы вы ни поступили учиться дальше, где бы ни работали, знать русский язык вы обязаны, мои дорогие, – напутствует он своих ребят, и урок продолжается дальше.

Физика для углубленного изучения – это сдвоенные уроки, по 45 минут каждый, с десятиминутным перерывом на отдых.

Я, честно говоря, позавидовала этим ребятам: их увлеченности, уровню знаний, умению общаться друг с другом и с преподавателем на равных, как и подобает коллегам. Возможно, именно они продолжат двигать науку физику вперед и откроют в ней свою страницу. Во всяком случае, все 14 учащихся, занимающихся физикой углубленно, собираются после окончания школы поступать на физические факультеты высших учебных заведений. Так они сказали.

И так почти каждый год на протяжении 43 лет преподавательского стажа Ивана Дмитриевича. «Как же надо увлечь своих учеников, чтобы физика стала смыслом их жизни!?», – подумала я. И, кажется, поняла. Надо прежде всего самому быть человеком увлеченным. Не просто знать свой предмет в совершенстве, как знает его учитель И.Д. Попков, но суметь эту увлеченность передать своим ученикам. А уж методов тут существует великое множество. Это и лабораторные занятия, и ежегодные поездки в аэрокосмический университет или институты физики, где можно пообщаться с молодыми учеными и студентами и посмотреть на их разработки своими глазами. Это возможность прийти в кабинет физики в любое время, даже в выходные и праздничные дни, чтобы поработать в лаборатории, это всем классом полюбоваться ясным ночным небом с мириадами звезд и пополнить знания по астрономии, это собраться и рвануть в Ергаки на выходные. Да мало ли в этой жизни такого, что способно удивлять и восхищать! Совсем не случайность, что именно Иван Дмитриевич Попков единственный в нашем районе лауреат Соросовской премии, полученной им еще в 1998 году. На тот грант он купил старшему сыну первый компьютер. Сегодня Сергей – доцент, кандидат физико­математических наук, заместитель директора Красноярского научного центра Сибирского отделения Академии наук РФ.

А

начиналось все с обычного справочника радиолюбителя. Так получилось, что к седьмому классу Ваня Попков полностью перечитал все книги школьной библиотеки. И в очередной раз попросив библиотекаря дать ему хоть что­то, с чем он еще не знаком, услышал: «На нижней полке стоит справочник радиолюбителя, ты еще его не читал». Он взял. Прочел от корки до корки не только текст, но и формулы. Не во всех разобрался, а очень хотелось – природное любопытство и желание добраться до самой сути вещей не давали покоя. Вместе с закадычным друзьями начали что­то мастерить из подручных материалов, паять, монтировать. Потом опробовали эти изделия в быту. В конце 80­х существовали целые клубы радиолюбителей, которые выходили в эфир, общались, работали каждый на свой частоте. У каждого – свой позывной. Радиолюбители даже отслеживали сигналы спутников Земли.

После школы – поступление в абаканский педагогический институт, конечно, на факультет физики. И с тех пор он не просто учит детей, а проживает с ними все эти школьные годы, поэтому, расставаясь с очередным выпуском, как будто отрывает частичку своей души. И только новый набор дает силы идти дальше, открывать новые таланты, зажигать молодые «души­свечи».

Но мечтал­то он о небе, хотел быть летчиком, и не просто летчиком, а военным. И подходил по всем параметрам, но воспротивился отец, а его слово для Ивана было законом. Наверняка Иван Дмитриевич был бы хорошим пилотом, но стал одним из лучших учителей школы, района, заслуженным учителем Красноярского края. Когда я попросила ребят охарактеризовать своего педагога одним словом, они сказали: «Классный, неповторимый, один из лучших, с ним здорово, он клевый, не скучный». И это далеко не полная характеристика учителя. Многие из педагогов могут похвастаться такой же? А я бы еще добавила: у него глаза горят, когда входит в класс и начинает общаться со школьниками.

А

еще он первый. Первый в школе освоил компьютер, который привез из абаканского пединститута, чтобы продемонстрировать своим ученикам возможности этой машины. Когда в школы начали поступать компьютеры, именно Иван Дмитриевич возглавил класс подготовки педагогов. Первоначально предполагалось, что занятия пройдут 100 человек – директора, завучи школ и учителя по информатике, а проучились 300 педагогов всех специальностей.

Он был первым директором, когда на базе детского сада «Сказка» открывался межшкольный методический центр. И все в нем: от поклейки обоев до установки и настройки оборудования – сделано Иваном Дмитриевичем с командой, которую он создал и позже передал ей свои полномочия.

Он организовал кружок спортивного самодеятельного туризма, в первом наборе которого занимался Станислав Федорцов, впоследствии ставший его руководителем.

И.Д. Попков стал первым учителем физики в районе, который начал заниматься со школьниками углубленным изучением предмета, когда ввели профили и кабинет физики оснастили новыми приборами, а это значит, ему самому надо было знать больше и лучше других. Кстати, я спросила Ивана Дмитриевича, как часто происходят эти обновления кабинетов, ведь в его­то каких приборов только не увидишь?

– Так вот один раз и было, когда кабинет формировался, – ответил он.

– Но ведь за эти годы приборы должны были прийти в негодность, разве нет?

– А мы им этого делать не позволяем, – с присущей ему лукавой улыбкой ответил он. – Я за 43 года своей работы ни одного прибора просто так не выбросил, старался не списывать, хотя с меня требовали это каждый год. Все сберег, вместе с ребятишками каждое лето что­то чиним, паяем, и теперь с гордостью могу сказать: такого оснащенного кабинета физики в районе больше нет.

А я подумала – и такого учителя физики тоже больше нет. Учителя с большой буквы. Он знает и умеет, кажется, все. Провести открытый урок для педагогов района – пожалуйста. Сплавиться с ребятишками по Тубе до самого впадения в Енисей – да запросто. И не только по Тубе. Нет, наверное, в окрестностях ни одной реки, которую они не изучили бы в этих ежегодных многодневных походах. Подняться на сложный перевал в районе Ергаков или на скалу между Абаканом и Минусинском, раскинуть руки и громко крикнуть «Э­ге­ге­й!» от переполняющих душу чувств свободы и победы – проделано не один десяток раз. Спеть у вечернего костра, аккомпанируя себе на гитаре, – умеет и может, и нет сил, чтобы оторваться от этой ночи и песни в ней, и что­то пробуждается светлое в душах тех, кто, обнявшись и объединившись в едином сплетении рук, собрались после трудного перехода вокруг пляшущих языков пламени. И нет в это время понятия учитель и ученик – есть понятие единомышленники и друзья.

25 мая у И. Д. Попкова день рождения. Именно на этот день, как правило, приходится последний звонок в школе. Именно в этот день он получает охапки тюльпанов от своих благодарных учеников с пожеланиями счастья, здоровья, успехов. Ведь скольких ему еще предстоит и научить, и выпустить в большую жизнь.

О

н и в своей семье такой же вечный двигатель, хотя, как физик, знает, конечно, что вечных двигателей в природе не существует. Но может ли что­то существовать вопреки законам природы? Я в это верю. Потому что если на ролики летом встал глава семьи, то рядом с ним сын и внуки. Кстати, сын Александр тоже учитель и работает в одной школе с отцом преподавателем­организатором основ безопасности жизнедеятельности. Жена Альбина Михайловна – бессменный библиотекарь этой же школы – удивительно красивая, изящная, умная и интеллигентная женщина. Может быть, при таком надежном тыле и учительские победы Ивана Дмитриевича совершаются легче? Наверное, да, хотя одного этого, естественно, недостаточно.

А еще он уже много лет пишет стихи, вот только редко кому их показывает. Их уже скопилось множество. На вопрос – почему не публикуется – качает отрицательно головой. А зря, по­моему. Там есть что почитать.

Закончить свой рассказ об удивительном человеке и педагоге хотела бы его же стихами, посвященными, конечно, учителю:

И сколько может

его сердце биться,

И как бы трудно ни было глазам,

Учить он будет!

Вместе с тем учиться

И молодеть, наперекор годам!

Эльвира Литвиненко, Каратузское

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

231