Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

04.12.2020 10:17 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 04.12.2020 г.

Другой, но родной

Автор: Амалия Александрова
корреспондент

Дети дождя. Этот термин появился после выхода фильма «Человек дождя», где главный герой – наивный, живущий в своем собственном упорядоченном мире аутист, учит добру и любви, терпимости и состраданию своего циничного брата. И хотя Реймонд (созвучно с rain в переводе с англ. дождь, man – человек) не ребенок, детей с аутизмом стали называть таким словосочетанием, подразумевая, что за ливневой завесой скрывается человек с чувствительной душой, которую так легко ранить. Только самый родной человек – мама – способна войти в этот мир и помочь ребенку освоиться за его пределами.

И сегодня речь пойдет о матери с сыном, не понаслышке знающих, что такое борьба и преодоление.

– Здравствуйте, я Алексей Усатов, проходите в офисный кабинет юного менеджера.

С этих слов началась моя встреча с этим удивительным 12-летним мальчиком.

Он готовился к приходу корреспондента, и хотя мама, Ольга Васильевна, предупредила его о событии только утром, за два часа успел составить протокол встречи, план рассказа о своих увлечениях и экскурсии.

Ребенка, которого официально отнесли к категории с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом «атипичный аутизм», язык не повернется назвать инвалидом. Он может ходить, бегать, прыгать, членораздельно разговаривать, быть самостоятельным, умеет выражать свои мысли и чувства. Он растет, радуется новым моментам в жизни, грустит, так же как и все дети, когда его не понимают. Просто Леша другой, у него свои правила и алгоритм жизни, мировоззрение и восприятие действительности, и так будет всегда… К сожалению, аутизм не излечим.

Мир за ливневой завесой

В его комнате, которую он сам обустроил по своим предпочтениям, каждая вещь на своем месте: компьютер, принтер, планшет, на полках конструкторы, где главенствует Эйфелева башня, статуя Свободы удерживает канцелярские принадлежности, на учебном столе схемы с падежами, на стене прикреплены заметки с правилами русского языка, в рамке – образец кредитного договора, составленный для бабушки.

– Ему нравится работать в офисе, составлять документы. У него математический склад ума, любит смотреть российские обучающие мультфильмы о финансовой грамотности, правилах дорожного движения, а затем переносить понравившиеся фрагменты в жизнь. Есть свои денежные средства, которыми он распоряжается по своему усмотрению, вот недавнее приобретение – вентилятор, – рассказывает Ольга Васильевна.

Конечно, мальчик советуется с мамой и часто они вместе ходят в магазин за покупками. Он помнит внутреннее обустройство каждого торгового центра, где какие продукты находятся, и на какой полке лежит его любимое печенье. Такие походы – всегда событие, ведь он любит общаться. Раньше с каждым встречным здоровался и рассказывал о себе, позже стал понимать, что это не всегда уместно и взрослые могут воспринять его попытку к общению по-разному: одни примут правила игры и тоже в ответ поздороваются и расскажут о себе, другим же хватит только взгляда, чтобы обидеть ребенка. Объяснить сыну так, чтобы он понял основополагающие принципы социализации, оказалось непросто. Мама объясняла ему, что правильно, а что нет, приводила примеры из жизни и по нескольку раз закрепляла эти знания с мальчиком. Со временем появились успехи: Леша осознал, что не все люди отзывчивые и добрые и что отвлекать каждого человека неправильно. Это другой – чуждый для него мир взрослых людей, которые живут по кем-то придуманным шаблонам. Долгое время главной мечтой нашего героя остается – самостоятельный поход в магазин. И хотя он умеет считать сдачу, передавать за товар деньги или карту для расчета, Ольга Васильевна опасается отпускать мальчика одного, ведь взрослые не всегда обладают толерантностью и ненароком, а может просто из-за плохого настроения могут задеть чувствительного покупателя.

Когда техника живее человека

С компьютером Леша начал общаться раньше, чем заговорил. Старшая сестра Настя, в то время школьница, занималась на компьютере, и трехлетний Леша запомнил, как сестра включает и выключает его и совершает другие простые манипуляции: открывает и закрывает вкладки, папки и файлы. Стал самостоятельно осваивать стандартные программы. Ему нравится работать с текстом, со шрифтами, играть с цветом, распечатывать документы. Он пишет письма и таким образом выражает свои эмоции. А еще наш юный герой интересуется журналистикой, снимает видеоролики с новостями. Причем самыми разными. Есть видео, где Алексей объясняет алгоритм действий отправки файла с компьютера на печать. А еще он сделал сюжет о своей бабушке Александре Ефимовне. Она поделилась с внуком секретами своих кулинарных изысков. Мама также не остается в стороне и активно участвует в его новостях, отвечая на вопросы молодого интервьюера о самых разнообразных событиях, происходящих в их маленьком мире. У него обширный круг интересов, который постоянно расширяется. Есть любимица – кошка Чара, за ней ребенок сам ухаживает и следит, чтобы она вовремя покушала и сходила на прогулку. А еще любит подолгу гладить ее черные лоснящиеся бока и слушать, как она поет ему свои мурчательные песни. Великие архитектурные сооружения – Лешино новое увлечение. Он прочитал о них в энциклопедии и теперь с удовольствием собирает из конструктора, мечтая разместить на стеллажах своей комнаты модели Тадж Махала, Бруклинского моста, Пизанской башни, Московского Кремля, Биг Бена, Китайского дворца в Пекине, Великой китайской стены. Творческие проявления сына мама поддерживает. Они разговаривают о других странах, делятся своими впечатлениями об этих чудесах света. За этими разговорами мама развивает в нем любознательность, интерес к внешнему миру, который так далек, несмотря на то, что близко.

Принятие и шаг в неизвестность

Но таким увлеченным, рассуждающим на разные темы ребенком наш герой был не всегда.

– Долго не могла осознать, что ничего нельзя сделать, – вспоминает Ольга Васильевна. – Он развивался как обычный ребенок, начал сидеть, ползать, привставать и ходить, держась за опору, а потом и самостоятельно, как и все. Начала бить тревогу, когда малыш в три года не заговорил, ведь старшая дочка, Анастасия, в годик уже вовсю лепетала.

Вокруг твердили «так бывает, это же мальчик», а сердце матери подозревало, что-то не так. Начались походы по врачам: терапевт, психиатр, другие специалисты и так по кругу. Она сопротивлялась. Матери это тяжело принять. Невыносимо думать о том, что ничего нельзя исправить, ведь полностью излечить аутизм невозможно. Посоветовать никто ничего не мог, в интернете были статьи на эту тему, но все разные. Близкие тоже недоумевали. Тем более, когда Алеша был маленький, детей с таким заболеванием в нашем районе не было. Всех родственников проверили, ни у кого не было каких-либо отклонений. Диагностировать аутизм очень сложно, еще труднее определить конкретный его подвид. У каждого своя форма течения недуга. Говорят, сколько аутистов – столько и диагнозов. Это сейчас, несколько лет изучая психологию и все, что возможно, об этом заболевании, Ольга Васильевна может рассказать разные подробности течения болезни, какие-то особенности, на которые нужно обратить внимание. А тогда она до последнего хотела верить, что ее сын такой же, как и все. Маме помогли сделать шаг к принятию ситуации врачи и психологи, осознать, что этот диагноз – не конец в развитии ребенка. Он может многому научиться и вырасти пусть и с некоторыми ограничениями, но полноценной личностью. А чтобы этого добиться, нужно медикаментозное лечение с обязательным сопровождением образовательного процесса. К тому же для инвалидов есть специальная программа, включающая кроме применения лекарственных препаратов занятия со специалистами, поездки в санаторий. Женщина приняла самое главное решение в жизни: сделать все возможное, чтобы ее ребенок был счастлив. А для этого нужно отдать все свои силы на его развитие и становление личностью. В свою очередь, чтобы этого добиться, нужно войти в мир своего малыша, увидеть его глазами окружающих людей и донести до его сознания правила нашей не всегда справедливой жизни. Теперь она его проводник в будущее. И это ее работа. Она посвятила всю себя своему ребенку. Не уверена, что каждая мать может на это пойти. Поначалу она боялась сделать что-то не так: не то сказать, не туда направить. Но интуитивно делала первые маленькие шаги в неизвестную реальность, в которой живет ее маленький и любимый человек дождя.

Люди, способные помочь

Мама отдала Лешу в садик, чтобы он быстрее начал говорить и развиваться. Но с другими детьми ему было сложно обучаться, играть, не мог усидеть на одном месте больше 7 минут. Лариса Владимировна Штукатурова, воспитатель дошкольного учреждения, занималась с мальчиком отдельно, чтобы дети между собой не сталкивались, чтобы избежать конфликтов. Учила его общаться с другими ребятами, проводила совместные уроки в виде игр, рассказывала о правилах. Леша начал говорить, а в пять с половиной года общался целыми фразами. Благодаря усилиям специалистов мальчик вышел из садика подготовленным к 1 классу: умел читать по слогам, писать отдельные слова. Однако совместные с другими ребятами занятия ему не подходили. Для сосредоточения ему необходим покой, отсутствие внешних раздражителей. Леша обучается дома и только один раз в неделю ходит в школу на занятия. Сейчас эти уроки отменили, и Леша очень по ним скучает. Школа – это тоже мир, пусть шумный и не всегда понятный, но мальчик может здесь пообщаться с другими школьниками, поучаствовать в жизни класса или просто посмотреть, чем интересуются дети его возраста. Мама считает, что сыну очень повезло с учителем Анной Александровной Терехиной. Она профессионал, обладающий и способностями проводить занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ведь их нужно уметь понимать, но в то же время проявлять настойчивость. Чтобы ребенок легче воспринимал уроки, мама тоже сидела за партой и проходила вместе с сыном облегченную программу занятий за 1-й и 2-й класс. Очень важна совместная работа педагога и родителя. Здесь мама налаживает контакт ребенка с учителем. Тетрадки, домашние задания, самостоятельные работы, которые оценивались наклейками с поощрением – все это способствовало развитию усидчивости и внимания. Если раньше ребенок занимался несколько минут и убегал, то теперь, учась уже в 6-м классе, работает целый урок.

Положительные результаты – залог развития

Вот уже пять лет мальчик ходит в социальную защиту на занятия с логопедом, психологом, дефектологом, учителем лечебно-оздоровительной физкультуры. За это время в его развитии произошли разительные перемены. Аутисту нужно, чтобы все было по его разумению, если же нет, он может замкнуться или устроить истерику. Сейчас с Лешей можно договориться, объяснить так, чтобы он понял, что и другой человек имеет право на свою точку зрения, отличную от его. Есть дети с этим заболеванием, у которых начинаются психические расстройства, стоит передвинуть какую-то вещь с места на место. У мальчика не такой жесткий алгоритм поведения, но все-таки определенные вещи, например, ритуал подготовки ко сну, приход с улицы, остаются постоянными. Мама старается прививать ему то, что если что-то изменить в порядке, то ничего страшного не произойдет. Она постепенно перекладывала вещи с одного места на другое, на холодильнике магнитики меняла местами – это к тому же тренирует память ребенка. Ребята с более сложным течением заболевания вообще не выходят из своей комнаты, считая помещение своим миром, а появление другого человека в нем – неприемлемым.

Требовать начни с себя

Стоит заметить, что близкие при всей своей любви к мальчику не позволяют ему манипулировать собой. Это тоже важный момент в становлении и взрослении ребенка, ведь если идти на поводу у аутиста, ему же сложнее будет адаптироваться. Психологи советуют взрослым придерживаться своих требований и доводить начатое дело до конца, невзирая на все «не хочу». Но при этом по отношению к ребенку с аутизмом не получится, как бывает у многих родителей, о чем-то забыть или отговориться. Если ему что-то пообещали, он будет ждать ответа и спрашивать со взрослых. Леше очень нравится ездить в санаторий: там он общается с другими детьми, как правило, с меньшими по возрасту, с удовольствием с ними танцует, играет в подвижные игры, отвечает на их вопросы или рассказывает свои истории. Со взрослыми ему сложнее – у тех другие интересы и взгляды на жизнь.

Здесь и сейчас

Ольга Васильевна старается предупредить всевозможные проблемы, облегчить его адаптацию к жизни в обществе, решении бытовых вопросов и т.д. И сын идет маме навстречу, он не боится оставаться один, может спокойно сходить к бабушке и дедушке, живущим по соседству. Он знает, что его не бросят, что в его мире есть люди, которым он дорог. Еще одна немаловажная деталь: как правило, аутисты закрыты от внешнего мира и даже родителей не называют мама и папа, зовут по имени и в третьем лице, однако наш герой очень глубоко связан с мамой и называет ее этим самым желанным для женщины словом. А еще он не отгораживается от нее, когда она, проходя мимо, хочет приобнять его, потрепать по голове, поцеловать в щечку. Для большинства аутистов такое поведение недопустимо.

Леша очень привязан к своей сестре Анастасии. И хотя она уже взрослая, старается всегда поговорить и поддержать брата в его какой-либо идее. Мама, бабушка, дедушка и другие родственники окружают его вниманием. От его просьб и расспросов о чем-либо, казалось бы понятном многим, не отговариваются, всегда соглашаются ответить на камеру на вопросы, поучаствовать в совместных играх, «взять кредит» или «получить штраф», если где-то проявили строгость или непонимание. Они осознают, что таким образом мальчик взрослеет, учится жить, находясь в своем мире, одновременно быть с ними. Это большой шаг – раньше он не мог надолго фиксировать свое внимание на чем-либо, отвлекался на другое, как говорят, витал в облаках. Теперь может поддержать беседу, спросить о чем-то чужого человека, сохранять заинтересованность предметом или событием.

Ольга Васильевна не позволяет себе опускать руки, как многие могли бы поступить, ведь это очень сложно – растить своего не совсем обычного малыша. Ей нельзя отступать и прерывать обучение ребенка с одновременной реабилитацией, иначе наступит регресс, причем очень быстро. Она ушла с работы и занимается только сыном, но все-таки на отдых у нее остается время. Ольга Васильевна может побыть в одиночестве и в глубине своей материнской души помечтать о том, что научные технологии шагнут вперед, и заболевания мозга станут излечимы. Еще может посвятить время чтению литературы по психологии и рисованию картин по номерам. Благодаря родителям у них с сыном есть все: любовь, понимание, они окружены заботой, дом в порядке, топится печка, холодильник полный.

– Что будет дальше, неизвестно. Жизнь может так повернуть, что как ни готовься, а все равно соломку везде не подстелешь. Единственное желаю, чтобы у дочери все было в порядке, родители здоровы, Леша познавал новое.

Родителям же, столкнувшимся с подобной проблемой в здоровье детей, советую не паниковать. Поверить, что на этом мир не рухнул. Если не падать духом, не впускать в сердце жестокость, озлобленность, открывается другая реальность, непривычная, но в ней также можно жить и радоваться новому дню, новым свершениям и маленьким победам. Это не горе, а сложная и реальная жизнь, просто немного другая. У нас в районе есть много людей, которые могут помочь, поделиться опытом. В дошкольных учреждениях, школе, комплексном центре работают прекрасные педагоги: одни дали старт, другие помогают развиваться. Главное, что объединяет всех взрослых в нашем окружении, – отсутствие пренебрежения и искренность, а дети ведь чувствуют такое и открываются к общению, обучению.

Этот мальчик и его мама впустили нас в свой мир, где есть место таким человеческим качествам, как сострадание и толерантность, любовь и борьба. Леша смотрит на мир наивными глазами и с верой в доброту. Он может научить нас видеть мир без жестокости, насилия и погони за деньгами. Мир детей дождя очень хрупок, и нам, взрослым, нужно научится у таких детей ценить то, что у нас есть, ведь если задуматься, все нужное для счастья мы имеем, просто этого не видим.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2