Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

27.03.2020 09:33 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 27.03.2020 г.

«Золотой ключик»

Автор: Амалия Александрова
корреспондент

27 марта во всем мире отмечают День театра, установленный в 1961 году. Жители нашего района также будут отмечать его, ведь у нас тоже есть несколько театров, как взрослых, так и детских.

И сегодня хотелось бы рассказать о юных артистах, которые, постигая искусство перевоплощения, ярко и талантливо оживляют всем известные детские сказки. Речь идет о детском кукольном театре из Ширыштыка «Золотой ключик». За шесть лет своей деятельности дети объездили с гастролями почти все села Каратузского района. И везде их встречали радостными аплодисментами. Особенно выступления ждали дошкольники и такие же юные, как и сами артисты, зрители. Дважды «Золотой ключик» участвовал в краевом фестивале любительского театрального искусства «Рампа» и оба раза возвращался домой с победой: это постановка «Теремок на новый лад» в 2018 году, которую они представляли в Шушенском, и в 2019 году дети победили в этом же конкурсе в поселке Селиваниха со сказкой «Гуси-Лебеди». Ребята получили дипломы первой степени.

Подробнее о деятельности кукольного театра рассказала корреспонденту его руководитель Лайна Югановна Шнайдер.

Немного истории

Ширыштыкский кукольный театр «Золотой ключик» образовался в 2013 году. Идею предложила Елена Сергеевна Гуркова, в то время занимавшая должность руководителя отдела культуры Каратузского района, она же и помогла осуществить задуманное. Участие в социокультурном проекте тогда было в новинку, все волновались. Однако театральный проект ширыштыкцев был поддержан комиссией, выделяющей гранты. На эти средства купили оборудование, кукол, обучили специалистов. К участию в постановках привлекли детей и подростков. Все они пришли с разными способностями и интересами. Первым руководителем стала Наталья Владимировна Кудряшова, и ей приходилось организовывать первое выступление с учетом особенностей каждого ребенка. Ученики и сами активно подошли к процессу: дома не наигрались еще, а тут вообще можно представить себя на месте персонажа. Со смехом и увлеченностью новым обсуждали роли: кто будет Бабой ягой, а кто Аленушкой и т.д. Сейчас первый состав детей уже закончил школу и уехал кто куда. Но всегда, приезжая в гости, заходят в сельский клуб поиграть со своими куклами и вернуться в детство...

В 2016 году приняла эстафету руководства Лайна Югановна. За один творческий сезон она ставит либо одну большую постановку, либо две маленьких сказки. Каждый год разрабатывается план поездок, и с открытия сезона начинается подготовка нового номера. Зрители села и района к этому времени уже смогли оценить «Дочь и падчерицу», «Новогоднюю», «Колобок на новый лад», «Морозко» и, конечно же, принесшие две победы постановки: «Гуси-лебеди» и «Теремок на новый лад». В этом году актеры и актрисы готовят новый спектакль «Как зайчонок Степа в лесу заблудился». Именно русские народные сказки ставят в «Ключике», потому что в этих жемчужинах русского народного творчества заложены основные нравственные ценности: добро, помощь нуждающимся и любовь к ближним.

Непростое это дело – в куклы играть

Театр – это не просто кружок по интересам, это каждодневный труд. Здесь дети учатся кукловождению, правильной постановке речи и многому другому. На начальном этапе разучивают скороговорки, вырабатывая четкость слов. Это важно, ведь зритель не видит ни мимики кукловода, ни его движений, поэтому именно умение с помощью интонации показать характер героя имеет важное значение. Затем разучиваются роли, выстраиваются диалоги, и только потом артисты переходят за ширму. Здесь есть свои правила ориентирования в пространстве и движений кукол. Управляют ими с помощью руки кукловода и тростей, закрепленных на руках или лапах игрушки. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме (если стоит вплотную к краю, должна возвышаться на 3\4 своей высоты). Когда она двигается, ее конечности должны быть прижаты к туловищу. Держат их всегда прямо, а наклоны делают с помощью кисти (талия приходится как раз на запястье руки). Если же герой сказки отходит на второй план, то ребенок за ширмой делает шаг назад и приподнимает его.

Чтобы посадить персонаж, тоже нужно сделать ряд манипуляций: сначала наклонить его, согнув руку в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения. Есть персонажи, у которых задние конечности отсутствуют, и, сажая их на край ширмы, на место воображаемых колен нужно снизу поставить свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

Движения персонажа и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания (в зависимости от того, с кем идет диалог).

Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежит реплика.

Каждый артист – индивидуальность

Как видим, актер должен знать не только эти правила, но и иметь хорошие физические данные, ведь чтобы долгое время держать свой персонаж на весу, нужно иметь хорошо развитые мышцы спины, плечевого пояса и достаточную гибкость кистей рук. Чтобы обучить каждого ребенка, затрачивается много сил и времени. Одним ребятам тяжело дается эта наука, другие же, наоборот, будто созданы для управления куклой: стесняясь выступать на большой сцене, за ширмой они в полной мере проявляют свои таланты. Актеры меняются каждый сезон: у старшеклассников уже больше сил уходит на учебу, им на смену приходят маленькие, которые еще только начали проявлять интерес. Конечно же, в работе «Золотого ключика» дети – это основа спектакля. У всех разные способности, возраст (от 9 до 14 лет) и предпочтения. Все это нужно учесть руководителю и подобрать роль, которая «сольется» с артистом, которую он сможет сыграть. А это не так просто. Например, Бабу Ягу сыграть может не каждый ребенок. Ей же нужно придать старческий голос и недоброжелательность показать.

В основном ребятам нравятся добрые персонажи. Об этом и рассказали актеры театра «Золотой ключик».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

56