Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

28.08.2020 08:30 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 28.08.2020 г.

А на том берегу...

Автор: Елена Филатова

А за рекой – луга вольные, горы да тайга суровая. Там – раздолье, хоровод рощ березовых, песня реки, огибающей поляны. Звенят на закате кузнечики в траве да сверчки за печками домов, что выстроились вдоль дорог в несколько рядов.

Туда, за реку, два с лишним столетия назад приехали на жительство несколько семей, поставили в тайге на устье Копи шалаши, начали историю села. Вольница, трудом отработанная да потом политая. Отвоевывали клочки земли у вековечных деревьев, дома рубили на месте, добротные пятистенки. Скот пасли да хлеб сеяли. Тем и жили. Несколько первопоселенцев – семьи Сугатовых, Тарасовых, Шунковых, Харитоновых – открыли путь, а уже вслед за ними потянулись в эти места крестьяне. Расселялись широко – от впадения реки Копи в Амыл и до Федюшкинской протоки потянулись улочки: Набережная, Большая, Средняя, Каныгина, Загибаловка, Телятина, Зеленая… Росло село, что нарекли одноименно с рекой – Усть-Копью.

Датой образования села Старая Копь считается 1810 год. С того времени в Сагайской волости числится деревенька. По проторенной уже дорожке тянулись обозы. Места под пашни стало недостаточно, и вскоре вокруг деревни образовалось еще с десяток малых поселений-хуторов: Майка, Нефедовка, Пупыревка, Смородинка, Молчановка, Шампоровка. Отделялись целыми кланами, по именам да фамилиям и названия давали. В 1982 году появилось поселение Новая Копь, видимо, именно в то время и стали называть Усть-Копь старой, так и переименовалась в Старую Копь.

По-разному жили. Кто работы не чурался, побогаче стали – зажиточные дворы, крепкие хозяйства. Ремеслами занимались (до сей поры глина старокопская считается самой лучшей – ее два века назад использовали в гончарном производстве, крынки да горшки сами делали). Промысел тайги, само собой, процветал: она, кормилица, вот, за околицей, полна грибов да ягод, дичи. Река с рыбой. Выпаса, пашни. В избах по две комнаты, в каждой по семье жили, детей без счета, звенела деревня смехом звонким. Первая школа открыла свои двери для ребят в 1909 году, и это стало значимым событием в поселении – подарком всем к празднованию первого векового юбилея. Учителями были Иван Михайлович и Надежда Николаевна Токаревы.

По переписи 1916 года в Копи проживали 492 человека мужского пола, 477 – женского. На подворьях содержали 596 лошадей, 628 – КРС, 1 202 – овец и коз, 208 свиней. Под посевами было занято 676 десятин пашни. Сеяли озимую рожь, ярицу, пшеницу и овес. К концу 19 века в селе насчитывалось порядка 300 дворов. Работали на Копи две мельницы – Мясникова да Сальникова. Братья Кирилловские на своей маслобойке производили масла – конопляное, льняное, подсолнечное. Приобщиться к Богу приходили в часовенку, службы в коей справлял псаломщик-староста Яков Голубков.

Не миновали село лихолетья. Пришла к ним Революция и новая власть со своими порядками. Многие старокопцы встали под ружье в отрядах Кравченко и Щетинкина, И.М. Токарев воевал в Первой конной армии и был лично знаком с С.М. Буденным. Проходили по селу и белогвардейцы и красноармейцы. Со временем все успокоилось, и казалось, жизнь и дальше потечет в привычном русле. Но в 1930 грянула коллективизация. На территории Копи организовалось три колхоза. В «Зарю» вошли жители Загибаловки и Большой. «Охотник» собрал под свое крыло жителей улицы Центральной. А те, чьи дома стояли на Каныгина, стали колхозом «Большевик». Создали рыбацкую артель.

Как и везде, переход в новую форму ведения хозяйства подразумевал полную чистку подворий – скотина, хлеб, инвентарь – все следовало сдать в общую копилку. Были раскулачены и выселены самые крепкие семьи: Лукиных, Тарасовых, Гордеевых, Юрченко.

Сельхозпроизводство от смены собственности изменилось мало – все те же лошади и плуги, деревянные бороны, литовки. И коллективный труд, который порождал соперничество и тем самым мотивировал. Теперь стимулом для всех тружеников стало желание быть лучшим, первым. И звучали имена передовиков из Копи в районе. Со временем несколько хозяйств соединились в одно – колхоз «Стахановец».

В 1931 году в селе построили новую школу-семилетку. Теперь в ней учились не только копские дети – приходили и майские, черепановские, листвянские, сосновские ребятишки, были ученики из Курят. Учительствовали в основном мужчины. Открыли медпункт, первым фельдшером которого стал Ф. Катков. А в 1938 году все село собралось посмотреть на чудо техники – в Копь приехал первый трактор. Со временем все наладилось, новый сельский уклад так или иначе ввел свои правила, и население привыкло соответствовать новым нормам.

Застыли в почетном карауле сосны. Те, что посадили ветераны Великой Отечественной войны, прошедшие ее дорогами и вернувшиеся домой. Много вод унес Амыл с того времени, когда детский смех на улицах села сменил женский плачь. 144 жителя Копи ушли на фронт, в их числе четверо девушек. Школьные классы опустели. Учителя защищали Родину, а ребятишки, разом став взрослее, были заняты на полях и фермах колхоза. Это время испытаний на прочность – мужчин заменили женщины и дети. Все для фронта, все для Победы. Достойно несли свой крест. Это потом будут торжественные вручения наград и за воинскую службу, и за самоотверженный труд. А там, в самом начале – семьи, разрушенные войной, детские судьбы, перечеркнутые лихолетьем. Но они выстояли. И только тихо шумит зеленый строй у памятника всем, кто ушел в эту войну.

И вновь борьба, теперь уже за восстановление мира. И труд, и слезы радости, свадьбы и рождение новых жителей села. Были в Копи свои школа и больница, сельсовет, колхоз. Вот только в 50-х начался отток жителей. Первыми опустели маленькие поселения, что окружали село. А потом потянулся народ в города и из Копи. Страна развивала индустрию. Крестьяне получили «вольную» вместе с паспортами, став полноправными гражданами, и потянулись в неизведанные дали. Комсомольские стройки, целина – все это манило и звало. И только в семидесятых отток приостановился. Сельское хозяйство вышло в приоритетные отрасли. Началась великая стройка в селах – квартиры для крестьянских семей росли как грибы. И молодежь, возвращаясь с учебных заведений или армии, уже не искала счастья в далеких далях. Оно было дома – хорошая зарплата, новые квартиры, работа на выбор. Социальная сфера ничуть не уступала городской. А вокруг – красота и приволье. Родное село, в котором каждый знаком и родной. Здесь, в селе за рекой, мире, оторванном ото всех, свои традиции и обычаи. Здесь умеют помочь в беде и вместе отпраздновать радость. Таких посиделок и широты душевной, как в Копи, едва ли найдете где-то еще в районе. Уж если праздник, так общий. Шумной ватагой идут улица на улицу – у кого частушки забористей да голоса ярче. А уж угощения не делили – все на общий стол, а за ним и не важно уже, кто лучше, там важно иное – вспомнить доброе да о плохом забыть.

Пожалуй, только это и забрала Копь с собой из прошлого. Тихо сегодня на ее улочках. Перестроилось село со всей страной. Нет больше в ней коллективных хозяйств, осталось одно фермерское да личные подсобные подворья. Нет и того уровня жизни, совсем мало детей. Но школа каждый год радушно открывает свои двери для нескольких десятков учеников. Там, в ее коридорах еще кипит жизнь – педагоги стараются максимально разнообразить и учебный процесс, и внеурочную работу. Здесь уютно каждому ребенку. Творчество живет и в сельском клубе. Визитная карточка села – вокальный коллектив «Амыльские зори» – их песни радуют жителей села и района, бывают они в гостях и в соседних территориях. Два магазина. Группа для дошколят. Фельдшерский пункт, не так давно получивший прописку в новом здании.

Сейчас, согласно данным сельсовета, в селе прописано 327 жителей.

Мало село, но жизнь продолжается. Много лет хозяйкой села была Г.В. Русова, пройдя вместе с селянами самые сложные периоды, сумела сберечь родину, на смену ей пришел Г.В. Кирилловский, и так же бережет свою малую родину, используя все возможности. Тут по-прежнему живы традиции. Преемственность поколений, ведь именно здесь самые большие семейные трудовые династии. Интересные и творческие люди. Они не сдаются, сохраняя самобытность. И несмотря ни на что, расцветает Копь веснушками по лету. Сюда, в родные места, привозят детей и внуков. Съезжается молодежь. Зовет родина души домой, собирает в отчих краях всех. Вот и сейчас – съедутся на день рождения села все, кто только сможет. И вновь поспорят улочки, чьи песни душевнее… И радость и слезы. Снова вместе они – те, кто родился на этой земле, и их село, красивейшее на свете, живущее в сердцах каждого песней реки.

Два века соединяет берега паромная переправа. Несет Амыл свои воды, сколько историй хранят его глубины, не ведомо никому. Но не подвластен он времени. Пройдут годы, и все так же будет соединять берега старый паромщик, возвращая людям любовь. Огромную, как небо, любовь к родине.

С юбилеем, Старая Копь!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

107