Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

19.03.2021 10:51 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 19.03.2021 г.

Реформа в деле

На переднем плане мешок с костями. Отваренная мякоть с них пошла, наверно, на холодец, а кости выбросили в ящик на стадионе. Хозяин этих отходов, явно, не платит за ТКО, избавляясь от отходов, подбрасывает в общественное место. И он не один такой.

Пошел третий год мусорной реформы. А тема все еще на пике популярности. Потому и возвращаемся к ней вновь в беседе с С.Е. Кокуровым, исполняющим обязанности специалиста по экологии, природопользованию и реализации лесной политики администрации Каратузского района.

– Сергей Ефимович, МУП «Минусинское городское хозяйство» с лета прошлого года является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Минусинской технологической зоне. Изменилось ли что-то в порядке вывоза мусора?

– В России, в том числе на территории Красноярского края и Каратузского района, полным ходом развернуты работы по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). При этом «мусорная реформа» затрагивает всех граждан, но не все понимают её суть. Благодаря газете попытаемся внести определенную ясность в понимание этого вопроса.

С 01 июня 2020 года региональным оператором по обращению с ТКО по Минусинской технологической зоне, в которую входит наш район, вместо «Аэросити-2000» стало МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство».

Региональный оператор – организация, имеющая лицензию и несущая ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение в специально отведенных местах, так называемых полигонах ТКО. С заменой оператора в плане организации сбора и транспортирования ТКО для жителей ничего не изменилось. Всё согласно графику сбора и расписания движения мусоровоза, с прежним исполнителем работ – ООО «Каратузский ТВК», имеющего лицензию на данный вид деятельности и специализированный автотранспорт.

Изменения коснулись оплаты за предоставленную услугу с учетом снижения норматива потребления с 0,09 до 0,08 м3/мес. на одного проживающего. Платеж снизился с 92 руб. 49 коп. до 86 руб. 66 коп. в месяц с одного проживающего.

– Как осуществляется расчет платы?

– С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора перешла из категории жилищных в коммунальную. Соответственно плата для населения рассчитывается не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно или временно проживающих в жилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, а предельный тариф для регионального оператора устанавливает министерство тарифной политики Красноярского края.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Красноярского края учитываются:

среднегодовая норма накопления ТКО;

утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. За назначением такой поддержки гражданам нужно обращаться в органы социальной защиты.

Тариф на ТКО определяется, как уже было сказано выше, на основании норматива накопления и стоимости услуг регионального оператора.

При формировании тарифа учитываются:

расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерной площадки или места погрузки;

стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах;

собственные организационные (в том числе сбытовые) расходы регионального оператора.

Следует отметить три основных фактора, которые непосредственно могут влиять на повышение тарифа ТКО:

плата за негативное воздействие на окружающую среду;

НДС;

сбытовая надбавка регионального оператора, которая включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный «уровень доходности» текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО инвестированного капитала.

Нормативы накопления ТКО устанавливаются дифференцированно в отношении различных территорий субъекта РФ и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО. Министерство тарифной политики Красноярского края руководствуется ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (раздел 2, п. 5 и 6), а также п. 5 ст.5 Закона Красноярского края от 07.06. 2018 г. № 5-1710 «О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края».

– И все же такой норматив кажется необоснованным. Жители проводили замеры – нет столько мусора, по факту селяне сдают гораздо меньше. Есть ли надежда на пересмотр норматива?

– В период работы по организации сбора и транспортирования ТКО наиболее острым для граждан стоит вопрос о нормативе потребления. Много нареканий и сомнений у населения к нему, и они считают его необоснованным, и неприемлемым для жителей села. С этим нужно согласиться. Глава района К. А. Тюнин направил председателю комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края предложение пересмотреть норматив потребления ТКО и утверждать его не единым для всех категорий, а с учетом вида домовладения и статуса поселения. Ведь, согласитесь, разница в количестве отходов у жителей многоквартирных домов и частных немалая.

Одновременно глава района предлагает рассмотреть вопрос о передаче полномочий по утверждению норматива накопления отходов органам местного самоуправления, что позволит корректировать его на местах и не противоречит п.2 ст.24.10 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

– В тарифе заложено многое, в том числе и транспортировка на полигон, который, согласно технологической схеме, находится в Минусинске, где оператор проводит работы по утилизации. Но мы наблюдаем, что мусор складируется на территории района – старая свалка, которой, вроде, как и нет. Поясните, пожалуйста, ситуацию.

– В настоящее время сбором ТКО в Каратузе и транспортированием их с территории района на полигон складирования осуществляет ООО «Каратузский ТВК» по договору на соответствующий вид деятельности.

Необходимо отметить два момента. Во-первых, «большегрузы» по улицам села не направишь. Во-вторых, возить ТКО с территории района на полигон автотранспортом малой вместимости экономически не целесообразно и неэффективно для перевозчика, будь это каратузский ТВК или кто-то другой. Поэтому допускается сбор ТКО автотранспортом малой вместимости с перегрузкой на автотранспорт большей вместимости с дальнейшей доставкой на полигон. Перевозчик может перегружать ТКО сколько угодно раз, но оплата ему производится по фактически привезенному количеству отходов на полигон складирования и переработки – после взвешивания, то есть предприятие получит только за то, что собрало и привезло.

– Судя по вышесказанному, обвинения ТВК в поджогах свалки беспочвенны. Тогда кто разводит костры на свалке?

– Содержание свалок – это многогранное и хлопотное дело, с одной стороны, и сложный и затратный процесс, с другой. Одной из серьезных проблем является горение мусора и дым от него, и надо откровенно признать, что эта ситуация не сегодняшнего дня. Конечно, винить в этом ООО «Каратузский ТВК» никоим образом нельзя – они работают от объема, так что разводят костры точно не они. Вопрос – кто? Туда возят мусор часть предпринимателей, в основном коробки, и многие жители самостоятельно. Не секрет, что есть там и свои «переработчики».

– По большому счету, к твердым коммунальным отходам относится весь хлам от процесса жизнедеятельности, все, что выбрасывается за ненадобностью частными лицами или организациями…

– С законодательной точки зрения, ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.

Проще говоря, от населения вывозятся пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.д.), пакеты и смет из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы, за исключением ртутьсодержащих ламп.

Не включается в этот список мусор промышленных предприятий.

– Но, скажем, мебель – это уже крупногабаритный мусор. Что делать в этом случае?

– Накопление крупногабаритных ТКО осуществляется потребителями услуги в местах накопления обычных отходов, либо в бункерах, расположенных на контейнерных площадках, либо на специальных площадках, предназначенных для этой группы отходов. При этом крупногабаритные отходы должны складироваться способом, не создающим угрозы для жизни и здоровья граждан.

Процесс накопления, сбора и вывоза крупногабаритных ТКО определяется и устанавливается в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

– А куда вывозить строительный мусор, навоз и прочее? То, что не относится к ТКО, но чего в селе более чем достаточно.

– Это, пожалуй, самый актуальный вопрос для жителей сельской местности. Он не прописан в законодательных актах, но решать его необходимо и в кратчайшие сроки. Опыт в других территориях есть. На существующих полигонах региональный оператор отводит место специально для такого вида отходов. Принимает и утилизирует, но за определенную плату, так как процесс тоже требует затрат.

– Не станем лукавить – это прямой путь к росту мусорных куч в окрестностях сел…

– Соглашусь во многом. Но ведь и до мусорной реформы такого рода кучи не были редкостью. Это вопрос нашей культуры. Человек воспитанный, выезжая на природу, возьмет с собой пакет для отходов. Вывезет хлам на свалку, а не бросит попутно мешок в ближайший придорожный куст. Удивительно, порой везут на то же расстояние, только в другую сторону от свалки, бросают посреди дороги, заваливают мусором остановки, сваливают в реки. Как будто им тут не жить. И дело не в деньгах, к сожалению. Будем надеяться на самосознание.

– Верить в порядочность сограждан, дело хорошее. Но куда деть то, что валяется, разлагается вокруг сел?

– Несанкционированные свалки – это серьезная проблема всех без исключения поселений. Ликвидация подобных «памятников» безнравственности лежит на плечах владельцев земельного участка.

Для таких случаев определен четкий порядок действий, закрепленный в Правилах обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156. Схема действия – выявляется и фиксируется факт складирования и извещается региональный оператор, который в свою очередь уведомляет владельца земельного участка, органы местного самоуправления и контрольно-надзорные органы. В течение 30-ти дней собственник земельного участка должен ликвидировать свалку, Если он этого не сделает, региональный оператор организует работу самостоятельно, а расходы через суд предъявляет собственнику земельного участка.

Граждане за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления будут привлечены к административной ответственности в соответствии со ст.8.2. Кодекса об административном правонарушении РФ.

– Сегодня нет той услуги, которая не стоила бы денег. Известно, что население с большим сомнением относится к необходимости оплачивать счета за мусор.

– Так и есть. На первое февраля долг каратузцев за сбор и транспортирование ТКО составил 3 млн. 971тыс.рублей. Среднее начисление порядка семисот тысяч рублей, оплачивается не более 50 процентов. Конечно, решение платить или нет, принимает гражданин самостоятельно. Сегодня нужно осознать, что безотходное хозяйствование – это миф, поэтому я бы не рекомендовал игнорировать счета.

– В минувшем году поднимался вопрос сбора мусора во всех населенных пунктах района. Что сейчас?

– Реализация Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части обращения с ТКО предполагает участие всех населенных пунктов, в том числе расположенных на территории района. Одно дело утвердить законодательные акты, другое и самое главное – воплотить в жизнь. Что нужно для этого в данном случае? Нужно подготовить территории поселений к работе с ТКО, региональному оператору быть технически готовым и подготовить само население. Это добивается в слаженном и четком взаимодействии между региональным оператором, администрацией района и главами поселений.

В период реформы схема по сбору и транспортированию ТКО практически отработана на территории с. Каратузское. Возникают, конечно, определенные «огрехи», но сама суть действий понятна и обретает реальные черты. Нужно еще учесть, что региональный оператор работает всего семь месяцев и ему приходится набираться опыта работы.

Работа по охвату всех населенных пунктов по обращению с ТКО велась постоянно, планомерно и продолжается в настоящее время. Здесь не нужна спешка, а взвешенный и конструктивный подход.

Что сделано и что делается в данном направлении работы? Разработана генеральная схема очистки населенных пунктов Каратузского района, определен, утвержден и согласован с региональным оператором тип сбора ТКО по населенным пунктам района, разработаны и утверждены на уровне района и всех поселений реестры и схемы накопления отходов, внесены изменения в Правила благоустройства поселений в части обращения с ТКО.

Совместно с главами Таят и Старой Копи отработана документация и в ближайшее время будет направлена в министерства экологии и рационального природопользования для предоставления субсидии на обустройство контейнерных площадок с установкой бункеров в этих поселениях. Второй пакет документов подготовлен для выделения субсидии на приобретение контейнерного оборудования для остальных населенных пунктов. Практически основные мероприятия по обращению с ТКО в оставшихся населенных пунктах исполнены. Многое зависит от регионального оператора – его технической готовности, над которой он в данное время работает.

Мы коснулись вопроса сбора и транспортирования ТКО с территорий населенных пунктов. Но суть мусорной реформы заключается в постепенном переходе на раздельное накопление ТКО. Эта работа еще впереди.

– Каратузцы сдают мусор в пакетах и прочем… Установленные контейнеры вывозят. Полагаю, всех устраивает такая схема работы – оператор претензий в данном вопросе не предъявлял. Хотя определять, какой должна быть тара для ТКО, – его прерогатива.

– Есть два основных руководящих документа, в которых прописан порядок организации работ по обращению с ТКО:

а) Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641»;

б) Постановление Правительства Красноярского края от 03.11.2020 г. № 769-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края».

На основании указанных нормативных актов накопление ТКО на территории района допускается в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты, а также с использованием мешков, пластиковых или металлических баков. С региональным оператором согласованы контейнеры, пакеты и мешки.

– В нашем разговоре упомянут ряд условий. Как со стороны регионального оператора, так и жителей. Но отношения, скажем так, не зарегистрированы. Ведь у нас как не было, так и нет договора с ним.

– Любые правовые отношения должны строиться на основания договорных обязательств, тем более при получении различных услуг. Это касается и предоставления услуги по обращению с ТКО. О необходимости заключения договоров четко прописано в Федеральном Законе от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и накопления» (ст.24.7); постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г.» (п. 4, 5, 6, 7, 8); постановлении Правительства Красноярского края от 03.11.2020 г. № 769-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края» (п.1.4., 1.7., 2.2., 5.1., 5.3., 6.1., 6.2., 6.4.).

Данными нормативными актами прописано, что региональный оператор должен заключать договоры, а граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны договоры заключать. При этом, региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В постановлении Правительства РФ содержится форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в котором прописаны все моменты взаимоотношений между поставщиком и потребителем услуг.

– Райцентр уже привык к еженедельному вечернему сбору ТКО в определенном месте и назначенный час. Приходит автомобиль, и жители избавляются от отходов. Нареканий пока нет. А если появятся, куда обращаться?

– Полномочия Красноярского края, администрации района, глав поселений и обязанности регионального оператора закреплены законодательно.

Контакты для обращения граждан:

- по общим вопросам организации работ по обращению с ТКО нужно обращаться по телефону «горячей линии» регионального оператора – 8-800-707-16-83 (без выходных, с 08:00 до 19:00 часов);

- по вопросам оплаты, организации сбора и транспортирования ТКО нужно обращаться к региональному оператору по телефону 8-391-32-5-02-21 (приемная руководителя);

- по соблюдению или нарушению графика и расписания движения автотранспорта – в Каратузский сельсовет.

Здесь же следует отметить, что глава района в интересах жителей, предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей настоятельно предлагает региональному оператору иметь в с. Каратузское официального представителя с целью решения вопросов на месте, приема граждан и оперативному снятию проблемных вопросов. Вопрос отрабатывается региональным оператором.

Мусорная реформа очень важна. Это наш с вами чистый мир. Администрация района прилагает все усилия, чтобы организовать цивилизованный сбор и утилизацию отходов, Рано или поздно организационные вопросы решатся. Сложно разъяснять гражданам, что правильно, а что не нужно делать, хотя всем все понятно – нельзя «зарастать» мусором. Множество вопросов, протестов. Но обратного хода закону нет, мы можем только корректировать нюансы.

От автора: так или иначе, но принимать условия реформы всем нам придется. Каждый разумный человек осознает необходимость содержать окружающий мир в чистоте для собственного здоровья. Мне, например, сложно принять утверждения, что мусора как такового нет, сдавать нечего. Как и у большинства в селе, свой дом на земле, подворье. Есть куда утилизировать пищевые отходы, в банной топке сгорают ветки, в компостных кучах – трава. Но отходы все равно есть.

Грустно видеть, как несут ведрами мусор к реке – смоет, в кусты, на обочину – сгниет. Неприятно смотреть на пакеты, брошенные на остановках. Почему потом кто-то должен убирать это? Почему волонтеры должны выгребать за кем-то горы мусора в излюбленных всеми местах отдыха.

Как с ручейка начинается река, так и с бумажки, брошенной под ноги, начинаются реки мусора, а за ними и все остальное. «Разруха не в клозетах, а в головах» – слова Булгакова, определяющие многое.

Есть в неделе день, когда в час назначенный собираются все соседи. Зимой ненадолго, летом заодно и поговорить вечерком о жизни. На моей улице даже лавочку поставили в месте, определенном для сбора ТКО. И соседки-пенсионерки всякий раз приносят по мешку мусора, а осенью – охапки травы и прочего… Отпала необходимость складировать хлам и по весне заказывать телеги для вывоза – все чистится и вывозится вовремя и аккуратно. Улыбчивый водитель, удобная погрузка. И знаете, 86 рублей в месяц с человека – не столь великая сумма за порядок и чистоту.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51