Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

08.06.2021 13:27 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 04.06.2021 г.

Наш великий и могучий

«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия данная нам для сообщения наших мыслей» — А.С. Пушкин.

Русский язык – один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, самым распространенным европейским языком в географическом смысле и по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков.

В конце прошлого года проходил краевой межнациональный конкурс «Наш русский язык». Цель этого мероприятия – активизировать интерес к изучению русского языка, пропаганде его значения.

Наш Каратузский район не остался в стороне. 4 воспитанника клуба «Краевед» детского центра «Радуга» и студент каратузского филиала минусинского сельскохозяйственного колледжа стали участниками состязания. Кроме того, Размик Папоян, учащийся 9 класса Каратузской средней общеобразовательной школы им. Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова, занял почетное 2 место в номинации «Семья народов Красноярского края», так же, как и Александр Дерешев, студент 1 курса колледжа, в номинации «Наш русский язык».

Язык дружбы – русский

Русский язык входит в десятку самых распространенных в мире. Это язык межнационального общения. Например, когда встречаются украинец и казах, они не знают родных диалектов друг друга, и общаться им помогает русский язык, широко распространенный и всем знакомый.

Я живу в Каратузском районе, где культурное пространство отличается самобытностью и имеет свои специфические особенности. Одна из главных особенностей – многонациональный состав населения, где каждая нация сохранила свою культуру, язык, обычаи и обряды.

Занимаясь в клубе «Краевед», я узнал, что в 1914-1916 годах в районе числилось 59 деревень, 26 заимок и хуторов, с численностью населения 38 436 человек. В эти годы по столыпинской реформе прибыли семьи из Мордовии, Чувашии, пермских земель. И среди всех национальностей, а их на территории района 68, 2% занимают чуваши. Если они в начале 20 века приезжали в район, не зная русского языка и почти все не грамотные, то сегодня, зная свой разговорный язык, говорят на русском.

Среди чувашского народа много известных людей в районе, внесших в экономику и культуру района свой вклад. Самым первым краеведом моей малой родины был Майков Леонтий Васильевич, по национальности – чуваш, заслуженный колхозник района. Его семья из шести человек прибыла из Чувашии в 1906 году в село Ермаковское. Прожили там год, пока его отец не встретил своего земляка Пантелеева Михаила, бывшего садовника в имении великого писателя Толстого Льва Николаевича. Пантелеев жил в нашем районе и рассказал Василию Семеновичу о красоте и богатстве природы. Семья Майковых переехала в деревню Андреевку. Здесь они встретили своих земляков. По приезде в район 11-летним подростком Леонтий пошел работать батраком. Он знал только чувашский язык, русскую грамоту ему пришлось осваивать самостоятельно. Будучи любознательным подростком, он в свободное от работы время путешествовал по району и разговаривал с пожилыми людьми, которые рассказывали ему о прошлом, об исторических событиях, свидетелями которых они были сами. Тетради, куда он записывал эти разговоры, бережно хранил и передал их своей дочери.

В 1918 году Леонтия Васильевича призвали в армию. Он служил в минусинском пограничном батальоне, демобилизовался в 1924 году. И вновь пошел в батраки в село Тигрицкое. Здесь за два года он освоил кожевенное дело, стал мастером по выделке кож и овчин. С 1926 года стал работать сплавщиком леса в каратузском лесничестве. В 1927 году в селе Каратузском создана промышленная артель «Путь кустаря», где были открыты: пошивочная, сапожная и гончарная мастерские, занимались кожевенным делом, изготавливали веревки. Леонтий Васильевич стал председателем этой артели. В 1934 году его отправили в Москву на учебу. По ее окончании работал председателем Каратузского лесхимсоюза.

29 августа 1941 года добровольцем ушел на фронт. Храбро воевал, вернулся со многими военными наградами. Несмотря на слабое здоровье, был председателем колхоза им. Димитрова. Стал заслуженным колхозником, но любимое занятие – краеведение – не оставил. Он активно сотрудничал с минусинским, Московским историческим музеями, архивами. Его знали в Красноярске, Томске, Москве, Минусинске. А его записи помогли дочери, Майковой Любови Леонтьевне, написать две книги об истории района.

Трудовая биография Майковой (Емельяненко) Л.Л. началась в 1947 г. 17-летней девчонкой пришла она на работу в каратузскую библиотеку. Затем трудилась пионервожатой в учпункте, потом в РК ВЛКСМ (райкоме комсомола), учителем старокопской школы. После окончания Абаканского пединститута большую часть трудовой биографии Л.Л. Емельяненко посвятила педагогической деятельности на Таймыре. Многие годы, находясь на заслуженном отдыхе, она являлась активнейшим членом общества краеведов села Каратузское и, продолжая краеведческие исследования отца Леонтия Васильевича Майкова, писала интересные исторические материалы, публиковала их отдельными изданиями и в районной газете. Автор книг «Шадатский форпост – всему начало», «Каратузская землица (устные истории, неизвестные события, подлинные факты)». В работах использовала архив своего отца. Подлинность исторических событий нашего Каратузского района проверяла, работая с документами архивов Минусинска, Абакана, Красноярска, Таштыпа.

Наш район богат не только лесами и недрами, но и своим национальным составом. На протяжении многих лет проживают представители разных народов в мире и согласии, уважая обычаи и традиции соседей, перенимая друг у друга песни, танцы и даже рецепты блюд. И хотя все они называют себя сибиряками, но в главном остаются верными своим национальным корням. Как и другие мировые языки, русский передает нам сокровища культуры. Это не только русская культура, но и мировая в целом. Как язык мира, русский язык способен нести людям мир. Через качественную литературу, образование и просвещение. Русский язык способен играть роль языка дружбы между людьми.

Я горжусь тем, что русский – это мой родной язык. С большим интересом изучаю его и хочу быть грамотным и образованным человеком. Считаю, что каждый человек должен с любовью относиться к своему родному языку.

Александр Дерешев, студент 1 курса

минусинского сельскохозяйственного колледжа

Семья народов Красноярского края

Я, Размик Папоян, родился в многонациональном Каратузском районе. Мой папа по национальности армянин, а мама – русская. У моего папы отец, мой дедушка, – Размик Оганесович Папоян, родился в Армении. А бабушка Рима родилась в семье, где прадедушка был чувашом, а прабабушка – русской. Так что у моих родных – многонациональные корни.

Когда я рос, к сожалению, бабушки уже не было, но зато я хорошо помню дедушку Размика, его мудрость, рассудительность. Дедушка прожил долгую трудовую жизнь. Он был строителем. Еще в 60-е годы его семья (отец и четверо сыновей) приехала в район на работу. Вскоре отец с двумя братьями вернулись на родину, а два брата остались. Это мой дедушка и его брат Роберт. А потом приехал к ним племянник и тоже остался. Все в районе они создали семьи. И стал на Каратузской земле расти род Папоян.

Но первым армянином на каратузской земле был Арутинян. Это большой род, только в 70-е годы они изменили фамилию и стали Арутюновыми.

Бригада моего деда из Армении много строила объектов и домов в Каратузском районе. Все они были трудолюбивые и хорошие строители. Они могли работать и с камнем, и с деревом. Я знаю и горжусь тем, что бригада моего деда заливала в центре села памятник погибшим воинам-каратузцам по эскизам местного художника Юрия Горшкова. Когда я прохожу мимо памятника, то знаю, что частица труда моего деда есть в этом монументе русским солдатам.

Размик Папоян,

каратузская школа, 9 класс

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7